Особенности образовательного процесса

 

Приветствуем Вас на официальном сайте

 

ГКОУ КО "Калужская школа-интернат №1"
                                                                        

                                                                                                

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проголосуй за наш сайт

 

Особенности образовательного процесса

 

2. Особенности образовательного процесса.

 

Специфика образовательного процесса.

Характеристика образовательных  программ по ступеням обучения.

 

ГКС(К)ОУ  «Калужская школа-интернат №1 VII вида» осуществляет обучение, воспитание и содержание детей с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития).  Обучение и воспитание детей с ЗПР имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии, включению всех компенсаторных возможностей.

 

Целевая функция – обучение, адаптация, развитие, социализация на основе технологий коррекционно - развивающего обучения, технологии личностно - ориентированного обучения и воспитания, здоровьесберегающих технологий; реализация конституционного права граждан на образование на уровне государственных и региональных образовательных стандартов.

Перспективная деятельность школы определяется программой развития на 2010-2015 годы, содержание образования – образовательной программой.

Основными видами деятельности   школы-интерната  являются: 

·      реализация основных общеобразовательных программ общего образования для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

·      содержание, воспитание, лечебно-оздоровительная и коррекционная деятельность, включая социальную адаптацию для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;

·      реализация дополнительных общеобразовательных программ;

·      защита прав и законных интересов обучающихся и воспитанников;

·      медицинская деятельность по осуществлению доврачебной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), сестринскому делу в педиатрии; амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи по: педиатрии; специализированной медицинской помощи по психиатрии.

 

Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ:

Основные:

  • 1 ступень – начальное общее образование по программам общеобразовательных  учреждений и программам коррекционно-развивающего обучения (для 1 и 2 вариантов комплектования)

  • 2 ступень – основное общее образование по программам общеобразовательных учреждений, адаптированных  в соответствии с особенностями учащихся.

Дополнительные по направлениям:

·         художественно-эстетическое

·         физкультурно-оздоровительное

·         информационно-техническое

·         историко-краеведческое

 

Характеристика и результативность деятельности

службы  социально-психолого-педагогического сопровождения.

 

 Целью деятельности службы социально - психолого - педагогического сопровождения (СПС) является обеспечение условий для формирования полноценной личности ребенка, оказание поддержки и помощи обучающимся, воспитанникам в учебно-воспитательном процессе с учетом особенностей и уровня их развития, а также содействие педагогическим работникам, родителям в воспитании детей, формировании социально активной личности, способной успешно адаптироваться в обществе.             

 

Служба СПС решает следующие задачи:

1. Преодоление трудностей в обучении, развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы через систему индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. 

2. Обеспечение, сохранение и укрепление здоровья.

3. Защита и обеспечение прав детей и подростков.

4. Профилактика правонарушений и преступлений.

5.Социализация, профориентация и трудоустройство воспитанников.

 

Основные направления работы службы СПС:

1. Диагностическое (индивидуальное и групповое)

2. Коррекционно-развивающее (индивидуальное и групповое)

3. Профилактическое.

4. Просветительское.

 

Задачами деятельности службы СПС в 2011/2012 учебном году были:

1. работа по  преодолению трудностей в обучении и развитии через систему индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, воспитанников.

 2.повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

Реализацию данных задач и направлений обеспечивают следующие специалисты:

1) учителя и воспитатели

2) специалисты службы СПС:

  • педагог-психолог

  • учитель-логопед

  • социальный педагог

Для формирования условий педагогической поддержки индивидуального развития личности в каждом классе в учебном плане предусмотрено проведение с учащимися индивидуальных и групповых коррекционно- развивающих занятий общеобразовательной и предметной направленности в целях более успешного продвижения в общем развитии отдельных учащихся, коррекции недостатков их психического развития, ликвидации имеющихся и предупреждения возможных пробелов в знаниях.

На 1 ступени обучения на занятия предусмотрено 3 часа. Занятия проводят учителя начальных классов.

На 2 ступени обучения в каждом классе в учебном плане предусмотрено 4 часа на проведение коррекционно-развивающих  занятий. Коррекционно-развивающие занятия проводят учителя-предметники.

На 1 и 2 ступенях обучения во второй половине дня в рамках воспитательной программы воспитателями 1-9 классов еженедельно проводятся коррекционно-развивающие занятия в форме игры.

В 2011/12 учебном году основными направлениями  коррекционно- развивающей работы с учащимися были:

·         Диагностика

·         Совершенствование движений и сенсомоторного развития

·         Коррекция отдельных сторон психической деятельности

·         Развитие основных мыслительных операций

·         Развитие речи, овладение техникой речи

·         Расширение представлений  об окружающем мире, обогащение словаря

·         Коррекция нарушений в развитии  эмоционально-личностной сферы

·         Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.                          

Работа педагога- психолога.

 

Осуществлялась по направлениям:

  1. Диагностическое

  2. Коррекционно-развивающее

  3. Просветительское

  4. Экспертные и общешкольные мероприятия

Основными задачами в работе явились:

  1. Выявление проблем адаптации воспитанников (проблемы общения, сформированности учебной мотивации,  развитие познавательного интереса, нарушение норм поведения).

  2. Выявление особенностей психического развития воспитанников, сформированности у них возрастных новообразований, соответствия уровня развития, умений, знаний и навыков возрастным ориентирам.

  3. Выявление и устранение психологических причин нарушения межличностных отношений со сверстниками, педагогами.

  4. Коррекционно – развивающая работа с детьми, имеющими проблемы и нарушения в развитии, поведении, обучении.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

  

1. Психодиагностическая работа

 

Методика

Исследованный фактор

Количество обследованных

1. Методика Векслера в адаптации Панасюка

Структура и уровень развития интеллекта.

Индивидуально - 46 уч-ся

2. Опросник «Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе»

Степень адаптации первоклассников к школе.

Индивидуально - 1  педагог 1а класса.

3. Методика  Филлипса, социометрическая методика Д. Морено.

Уровень и характер тревожности, связанный с процессом адаптации пятиклассников в среднем звене.

Индивидуально 20 уч-ся.

4. Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Уровень школьной мотивации.

Индивидуально- 20 уч-ся

5. Анкета Е.Г. Коблик

Уровень адаптации к обучению в среднем звене.

Индивидуально – 20 уч-ся

6. Тест Р. Жиля, цветовой тест отношений (ЦТО), методика «Эмоциональные лица», «Тест эмоций» Басса-Дарки, «Тест рука» в адаптации Т.Н. Курбатовой, методика «Дерево» Л.П. Пономаренко.

Особенности эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений учащихся.

Индивидуально - 12 уч-ся

7.  Тест «Моя семья», проективная игра «Почта»

Исследование детско-родительских отношений

Индивидуально 6 уч-ся

8. Тест «Оценка психологического климата по А.И. Лутошкину».

Уровень благоприятности социально-психологического климата в классах.

Тестирование по классам, всего обследовано 83 учащихся.

9. Карта интересов, ДДО

Интересы и склонности учащихся в процессе профориентации.

Всего обследовано 17  учащихся.

 

2. Содержание коррекционно-развивающей работы

 

Формы работы

Фактор

Количество участников

1. Групповая

Профилактика и коррекция дезадаптации у первоклассников.

2 группы по 12 занятий.

2. Групповая

Оказание психологической поддержки учащимся 5-х классов в период их адаптации к условиям обучения в средней школе.

2 группы по 12 занятий.

3. Групповая,

    индивидуальная

Эмоционально – волевая сфера (социализация агрессивных форм поведения, релаксационные техники)

 Всего проведено                            8 групповых  занятий.

Индивидуально                               6 учащихся по 7 занятий.

4. Групповая

Развитие конструктивных навыков общения.

5 групп по 6  занятий.

7. Групповая

 Профессиональное  самоопределение подростков.

3 группы по 4 занятий.

                 

3.  Психологическое консультирование

 

Проведено индивидуальных консультаций

Всего:

29

Детей:

17

Педагогов:

5

Родителей:

7

 

3.1. Просветительская работа: психопросвещение и психопрофилактика.

 

Категория

Тема

1. Учащиеся  7-9 классов

«От вредной привычки к болезни всего один шаг», «Энергетические напитки: вред или польза?!»

2. Родители учащихся 1 класса.

«Первый раз в первый класс: адаптация первоклассников к школе»

3. Педагоги

 «Рекомендации по организации работы на уроках и самоподготовке с первоклассниками»

4. Педагоги

«Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся 1 класса».

5. Педагоги

«Возрастные психологические особенности пятиклассников»

6. Педагоги

« Индивидуальные особенности когнитивной сферы учащихся 5 класса»

7. Педагоги

«Уровень социально-психологического климата в классах. Рекомендации по развитию сплоченности класса»

8. Родители

«Общение в семье: почему возникают конфликты?»

9. Родители

«Вредные привычки или почему подростки начинают употреблять алкоголь?».

10. Педагоги

«Способы реагирования учителя в конфликтных ситуациях с детьми».

      

3.2.  В рамках работы по профориентации и самоопределению с учащимися 8-9 классов   работа осуществлялась по направлениям:

а) Психодиагностический блок предоставляет необходимую информацию о себе и профессиях:

- диагностика  интересов и склонностей старшеклассников в процессе профориентации (анкетирование)

- диагностика с целью определения профессиональных предпочтений в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова.

- индивидуальные заполнения анкеты выпускника. По результатам исследования составляется карта выраженности интересов. Результаты, полученные в ходе профориентационной диагностической работы, предлагаются в ходе специальных индивидуальных и групповых консультаций для учащихся, на которых они могут получить ответ на интересующие их вопросы.

б) практические занятия с подростками - рассматриваются темы «Многообразие мира профессий», «Здоровье и выбор профессии» через профориентационные игры.

 

4. Экспертные и общешкольные мероприятия

 

Наименование и содержание работы

Категория участников

1. МППК «Уровень развития интеллекта  учащихся 1 класса»

Педагоги, мед. работник

2. МППК «Уровень адаптации учащихся 5–х классов к обучению в среднем звене»

Педагоги, мед. работник

3. МППК «Структура и уровень развития интеллекта у учащихся 2Б класса».

Педагоги, мед. работник.

4. МППК « Структура и уровень развития интеллекта вновь прибывших учащихся  в 2011\12 учебном году».

Педагоги, мед. работник

5. МППК «Готовность учащихся 4 классов к обучению в среднем звене»

Педагоги, мед. работник.

 

Работа учителя- логопеда

 

Задачи:

Диагностика речевого развития воспитанников.

Коррекция в развитии устной и письменной речи.

Своевременное  предупреждение и преодоление затруднений  обучающимися учебных программ.

Разъяснение среди педагогов, родителей обучающихся специальных знаний по логопедии в целях профилактики речевых нарушений.

                  

Основные направления в работе учителя-логопеда

1.Организационное

2.Диагностическое

3.Коррекционно-развивающее

4.Просветительно-профилактическое

 

1. Организационное направление включало: составление планов работы: годового и календарно-тематического, оформление речевых карт, оснащение логопедического кабинета наглядными пособиями, подготовка к фронтальному обследованию, диагностике устной и письменной речи учащихся 1-4 классов

2. Диагностическое

Учителем –логопедом проведены фронтальная и углубленная диагностика устной и письменной речи учащихся 1-4 классов.

3.Коррекционно-развивающее направление включало проведение групповых и индивидуальных занятий. 

 

Класс

Количество занима-ющихся

Результативность работы

Освоили программу логопедической помощи в полном объёме

Отмечены изменения, улучшения

Без изменений

1 кл. (I год обучения)

16

8 + 2 (прибыли)

6

-

2 б (I год обучения)

12

11

1

-

2 а (II год обучения)

6

3

-

3

3 а                                       (4 уч - II год обучения;                          2 уч. - I год обучения)

6

3

1

2

3 б (I год обучения)

2

2

-

-

3 а - II год обучения;

7

2

 

5

4  а, б

8

4

-

4

 

4.Просветительно-профилактическое направление

Разъяснительная работа среди педагогов и родителей по специфическим вопросам логопедии в целях профилактики речевых нарушений проводилась в различных формах.

Формы работы

Количество мероприятий

Консультации для родителей

82

Участие в родительских собраниях

6

Консультации для педагогов

14

Участие в работе педсоветов

4

Трансляция опыта работы

Открытое занятие для педагогов, проведение внеклассного мероприятия «Праздник Букваря»

 

Работа социального педагога.

 

Социальный паспорт школы-интерната в 2011 – 2012 учебном году.

 

 

Критерий

 

Индикаторы

I  ступень обучения

II  ступень обучения

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1-9

Количество обучающихся, воспитанников

12

20

27

23

21

24

23

20

21

191

1) Уровень жизни семьи:

1) дети из многодетных семей

1

2

1

4

2

5

1

2

-

18

2) дети из малообеспеченных семей

 

3

3

6

7

7

12

5

8

51

3) дети безработных

3

1

 

 

 

3

 

 

 

7

4) дети, временно не работающих родителей

2

 

 

3

4

1

 

 

 

10

5) дети одиноких матерей

5

4

3

8

4

4

7

5

4

44

6) дети, имеющие родителей-инвалидов

 

 

 

1

 

 

1

1

 

3

7) дети, имеющие родителей-пенсионеров

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

8) дети из семей военнослужащих, в т.ч. погибших при исполнении служебных обязанностей

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

9) дети из семей, потерявших кормильца

5

3

3

4

5

3

5

1

2

31

2)Семьи «социального риска»:

1) дети из неполных семей

8

12

11

16

15

14

17

14

11

118

2) дети из семей, состоящих в разводе или разведённых семей

3

5

5

4

6

7

5

8

5

48

3) дети, родители которых страдают вредными привычками:

 

 

3

 

 

1

1

 

3

7

4) дети «группы риска»

 

 

 

 

 

 

1

1

6

8

5) дети, проживающие в социально опасных семьях

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2

6) дети, имеющие конфликт воспитания с родителями

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

3) Деликвентность

дети, состоящие на учёте в КДНиЗП, ПДН

 

 

 

 

 

 

 

2

3

5

4) Здоровье:

1) дети-инвалиды

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

2) дети, имеющие нарушения психического развития

12

20

27

23

21

24

23

20

21

191

5) Жестокое обращение, эксплуатация

дети-жертвы насилия в семье и вне семьи:

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

6)  Категории детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей

 

 

 

 

 

 

 

 

1

1

2) дети, находящиеся под опекой;                                - в приемной семье

 

2          1

 

 

 

 

 

 

 

2                 1

3) дети, находящиеся на попечении

 

 

 

 

 

 

1

 

1

2

7) Занятость детей во внеурочное время (кружки, секции)

12

20

27

23

21

24

19

14

17

177

 

1. Социально-профилактическая работа

Деятельность социальной службы осуществлялась согласно плану и включала в себя выполнение следующих функций:

 Диагностическая и аналитическая

·   создание и корректировка банка данных «трудных» подростков и учащихся из неблагополучных и асоциальных семей, учет динамики успеваемости и посещаемости обучающихся, воспитанников, анализ занятости во внеурочное время;

 Социально-педагогическая

· помощь и поддержка в работе классных руководителей, воспитателей;

 Коррекционная

·   индивидуальная работа с «трудными» с целью усиления позитивных влияний социальной среды;

 Социально-профилактическая

·   установление доверительных отношений с подростками и родителями, использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности;

·   профилактическая работа среди несовершеннолетних проводилась в течение всего учебного года и включала в себя:

- ежедневный контроль посещаемости учащихся,

- выявление причины их отсутствия, опозданий,

- поддержание тесной связи с родителями и классными руководителями,

- в случае длительного отсутствия учащегося организовывались выезды по месту жительства педагогов с привлечением школьного инспектора .

Всего в «группе риска» состоит 16 учащихся. С детьми «группы риска» проводилась индивидуальная работа по коррекции поведения, успеваемости и посещаемости в тесном сотрудничестве с родителями, лицами их замещающими. Особое внимание уделялось работе с воспитанниками, состоящими на учете в инспекции по делам несовершеннолетних, привлечения к работе в этом направлении соответствующих специалистов.

В этом направлении ведется работа по правовому просвещению воспитанников, целью которого является воспитание у каждого подростка собственного достоинства и уважения к достоинству других. Для осуществления этой цели решаются следующие задачи: формирование у школьников системы представлений о личном достоинстве человека, о его правах и способах его защиты; создание условий для формирования убеждений, что обладание правами и свободами неразрывно связано с ответственностью человека за свои поступки. На занятиях по правовому просвещению воспитанники познакомились с Уставом школы, своими обязанностями и правами. Для них были организованы профилактические беседы со школьным инспектором ПДН (примерные темы бесед: «Права и обязанности граждан РФ», «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения», «Бродяжничество - путь к преступлению»); дискуссии, круглые столы на тему: «Закон и порядок», «Проступок, правонарушение, преступление»; проводятся ролевые, деловые игры, работа с правовыми источниками, рисование на правовую тематику.

2. В рамках работы по профориентации и самоопределению с учащимися  8-9 классов работа социального педагога осуществлялась через пропаганду и просвещение воспитанников и родителей:

а) Посещение «Центра социально- психологической адаптации граждан на рынке труда»

б) Экскурсии в учебные заведения города; ПУ № 3, ПЛ № 6,  ПЛ № 16, ПЛ № 1, ПЛ № 8,                ПЛ №36, аграрный лицей

в) Экскурсии на предприятия: Ремпутьмаш, Фольксваген группа Рус, НПО «АВТЭЛ», ОАО КЗТА

г) Профориентационные игры

Профориентационная работа проводилась совместно с воспитателями и классными руководителями по разделам воспитательной программы.

В результате проведенной работы по профориентации учащихся на конец учебного года 100% выпускников определились с выбором профессии. Девятиклассники выразили желание продолжить обучение в средних профессиональных учебных заведениях г. Калуги,

 

Итогом работы явилось трудоустройство выпускников.

Общее количество выпускников

Продолжили обучение  в 10 классе

В  ГОУ НПО

В  ГОУ СПО

 17

нет

 6

 11

 

3.   Работа с родителями, законными представителями, родственниками, включала в себя следующие мероприятия:

·         Оказание консультативной помощи ребенку в семье через посещение семей на дому (обследование жизненных условий с составлением актов, взятие на учет многодетных, малообеспеченных семей, семей, находящихся в социально опасном положении)

·         Правовое просвещение в рамках родительских собраний, на которых родители знакомились с нормативно-правовыми документами, со своими обязанностями в отношении воспитания ребенка. Для них были организованы встречи с сотрудниками правоохранительных органов, в центре внимания которых были интересы детей, защита прав ребенка. Для родителей многодетных семей проведена встреча с юристом, на которой  рассмотрены вопросы об имеющихся льготах  по коммунально-жилищному обеспечению, выплате пособий. Следует отметить, что работа этого направления проводилась бессистемно, была недостаточно результативной.

·       Индивидуальное консультирование проводилось по запросам педагогов и учащихся.

4.   Работа с педагогами осуществлялась через:

· участие в заседаниях психолого-педагогического консилиума, на которых рассматривались вопросы по анализу социальной ситуации развития воспитанников и выработке мер по комплексной помощи детям со стороны специалистов, в разработке индивидуальных коррекционных программ по социализации личности каждого воспитанника;

· индивидуальное консультирование по работе с детьми «группы риска», социально и педагогически запущенными детьми, по вопросам социальной защиты воспитанников;

5. Защита и охрана прав детей осуществлялась через проведение следующих мероприятий:

·         определение статуса воспитанников

·         помощь в восстановлении и оформлении жизненно важных документов ребенка;

·         представление интересов воспитанников школы-интерната в правоохранительных органах или в суде;

·         диагностика и контроль развития семейной ситуации воспитанников с целью своевременного принятия мер по привлечению к ответственности лиц отрицательно влияющих на детей;

·         защита интересов детей-сирот, обучающихся в школе-интернате, контроль за предоставлением льгот этим воспитанникам интерната;

·         совместное с сотрудниками социальных служб осуществление работы по трудоустройству выпускников и устройству их на учебу, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями и льготами.

 

 

На учете в «группе риска»

 

Начало года

 

Конец года

Дети, состоящие на учете в КДН и ЗП, ПДН

4

6

Дети с девиантным поведением:                                        - из них осужденных

1                                 

1                                -

Дети, уклоняющиеся от учебы

1

-

Дети с асоциальным поведением, нарушающие Устав и режим

школы-интерната № 1

11

11

Совершившие правонарушения,                                     преступления

 

5                                     -     

Семьи, состоящие на учете в КДН и ЗП,                          ПДН

6                                  3

3                                   3

 

Координирующим звеном по профилактике правонарушений учащихся, пропусков занятий, по вопросам ответственности родителей за воспитание и обучение детей, нарушения прав ребенка в семье являлся Совет профилактики.

За 2011/2012 учебный год проведено 8 заседаний Совета профилактики, на которые приглашались родители (законные представители) по вопросам ответственности за обучение и воспитание детей.

По решению Совета профилактики направлены представления:

- в управление образования г. Калуги - 7

- в комиссию по делам несовершеннолетних -6 (из них рассмотрено 5)

- в подразделение по делам несовершеннолетних –7.

 

 Особенности внеклассной, внеурочной деятельности.

 

     В 2011/2012 учебном году воспитательная работа школы-интерната осуществлялась в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  национальной образовательной инициативой «Наша новая школа»,  в соответствии с целями и задачами ГКС(К)ОУ «Калужская школа-интернат № 1 VII вида»  на 2011-2012 учебный год, в соответствии с воспитательной программой, разработанной членами педагогического объединения воспитателей в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.

     Программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности учащихся с 1-го по 4-ый класс. Программа направлена на  формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, обеспечивающее социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

    Основой организации пространства духовно-нравственного развития учащихся являются системно-деятельностный и аксиологический подходы.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания   на I и II ступенях обучения:

- формирование у учащихся личной, семейной и социальной культуры

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека,

-воспитание нравственных чувств и этического сознания, социальной солидарности,

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни,

-формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни,

-воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание),

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

 

Приоритетными направлениями в 2011/2012 учебном году были:                                                   

  • духовно-нравственное,
  • здоровьесберегающее,
  • социализация обучающихся, воспитанников.

Эффективности воспитательного процесса способствовали:

 - единые требования к  планированию воспитательной работы; 

 -  высокий уровень  проведения воспитательных мероприятий; 

 - диагностики, мониторинги;

 - экскурсии;                                                                                                                                                                                   - общешкольный конкурс «Класс года»;                                                                                                                            

- проектная деятельность;                                                                                                    

- познавательные и оздоровительные КТД.

  

Перед педагогами  стояли следующие задачи:

1.    Развивать условия для сохранения здоровья учащихся, формировать потребности здорового образа жизни и взаимоотношений с окружающим миром, обществом, через реализацию воспитательной программы и КЦП.

2.    Формировать у учащихся, воспитанников гражданско-патриотическое сознание, духовно-нравственные ценности гражданина России,

3.    Поддерживать творческую активность учащихся, воспитанников во всех сферах деятельности, организации ученического самоуправления, социальной адаптации, творческом  развитии.

4.    Развивать познавательные интересы, потребности в познании культурно-исторических ценностей Калужского края.

5.     Развивать  коммуникативные навыки бесконфликтного общения, формировать дружеские    взаимоотношения между детьми разных возрастов, толерантность.

6.    Совершенствовать систему семейного воспитания, правовую и экономическую защиту личности ребенка, повышать ответственность родителей за воспитание и обучение детей.                                                                        

7.    Развивать систему дополнительного образования.

  

В своей работе воспитатели использовали следующие формы работы:

  -основные  формы работы: коррекционно-развивающие игры, игры-практикумы, классное коллективное планирование работы, диспуты, акции, викторины, психологический практикум,   устный журнал,   ролевые игры, деловые игры, экскурсии, походы, поездки, конкурсы, проекты,  тестирование, суды, операции,  просмотр и обсуждение фильмов, уроки мужества, уроки мира, праздники, турниры, путешествия по станциям, встречи,   гостиные, чтение и обсуждение книг, инсценировки,  веселые старты, спортивные соревнования, КВН,   чаепитие, игровые площадки, занятия воспитанников в кружках и спортивных секциях.

      Проектная деятельность, деловые игры, коллективно-творческие дела направлены на практическое общение, что имеет мотивированную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора, готовит их к жизни. Школа-интернат имеет существенные наработки  в создании социально-значимых проектов, поскольку организация воспитательной работы осуществляется в контексте проектной деятельности и проектной культуры.

    Работа в проекте, его защита позволила выявить талантливых детей, помогла раскрыться детям замкнутым и стеснительным, определить, кто на что способен. В некоторых классах к разработке проектов активно подключились родители. Метод проектов хорош тем, что он обеспечивает рост творческого потенциала ученика, создает основу для самостоятельного успешного обучения.

   

В 2010-2012 годах большое внимание было уделено краеведению. Краеведение имеет большое   значение в воспитании патриотических чувств учащихся, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

  На  II этапе проекта «Книгу пишем вместе – Калужский край в лицах -2011/2012 г. развернута работа по  ознакомлению учащихся   с жизнью и творчеством  людей, живших  в Калужском крае и прославивших его.

95% учащихся и 65% педагогов приняли  участие в работе над проектом «Калужский край в лицах».

   В течение учебного года работала гостиная «Калужский край в лицах», в которой проходила защита классных проектов:  «М.Цветаева», «А.С.Пушкин  и Полотняный завод», «Зодчий П.Р.Никитин»,  «Что мы знаем о А.Л.Чижевском»,  «Чудотворец Тихон Калужский», «Калужская губернаторша А.О.Смирнова-Россет»,  «И.Я.Билибин – великий русский живописец»», « Художник - Климентовская Л.А», «Мастер Трифонов В.И. и хлудневская игрушка», «С.С.Туликов – калужский композитор», «Карпов А.Т», «Заслуженный учитель РФ – Андреева Римма Васильевна»

.

 

 

 

 

  Внеурочная деятельность имеет   конкретную практическую направленность, конечный результат деятельности. На каждом занятии воспитатель планирует активную деятельность учащегося, т.е. продумывает, прописывает ожидаемый результат.

    За отчетный период в школе-интернате проведено:

  • общешкольных мероприятий - 23

  • игровых площадок - 36

  • классных мероприятий - 543  

Важной частью воспитательной работы по формированию классного коллектива, социализации личности ребенка, приобщения воспитанников к духовной культуре родного края, расширения их кругозора является экскурсионная деятельность.

 

     

     Троицкий  кафедральный собор, к памятникам Медицинской сестре, Вечному огню, герою Советского Союза Карпову, писателя Пушкину А.С., Гоголю Н.В., Дом мастеров, музеи Л.А.Климентовской, Чижевского, К.Э.Циолковского,  Космонавтики,  Краеведческий, Художественный,  МЧС, МВД, ГИБДД, кукол «Берегиня», Свято-Тихонову пустынь, Полотняный завод, Музей самоваров, цирк (г.Тула), Музей кукол (Козлово), Храмы г.Калуги, г. Воротынска,  Льва Толстого, г.Тулы, Парк птиц, Дельфинарий, цирк на Цветном бульваре (г.Москва), Транспортно-технологический техникум, Индустриально-технологический колледж, лицей № 6 и другие.

      Реализация поставленных задач осуществлялась через планомерную работу воспитателей, классных руководителей, органов ученического  самоуправления, педагогов дополнительного образования. Воспитательная работа   ориентирована на организацию свободного времени воспитанников, на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.  Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между воспитанниками, воспитателями и классными руководителями с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. 

     В итоге  сотрудничества взрослых и детей были достигнуты определенные положительные результаты.  Диагностика уровня воспитанности воспитанников, обучающихся осуществляется по методике М.И. Шиловой,  Н.П. Капустиной.

 

Динамика уровня воспитанности за 3 учебных года

 

 2009-2010

 2010-2011

 2011-2012

 74,5 %

 76,5 %

 77 %

                              

    Одно из основных направлений  воспитательной работы школы – гражданско-патриотическое воспитание, целью которого является формирование гражданско-патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну. Патриотизм и гражданственность  формируются в процессе обучения, социализации и воспитания  учащихся, через реализацию Концепции духовно-нравственного воспитания, Воспитательной программы школы-интерната №1, КЦП «Ты гражданин».

    Определенную работу по патриотическому воспитанию проводит  музей истории школы (заведующий музеем член  Калужского союза писателей, поэт Кузнецов В.Р.) Согласно плану работы музея, кроме экскурсий в  школьный музей,   проведены:  

-воспитательные мероприятия, посвященные  историко-юбилейным датам «Дни воинской славы России» (беседы, викторины, просмотр художественных кинофильмов),  

   Пятый год воспитанники школы-интерната принимает участие в городском конкурсе патриотической песни «Споемте, друзья» и становятся его призерами и лауреатами.

  Правовой центр (8а класс,  .) провел в этом учебном году в школе-интернате цикл бесед     по ПДД в 1-5 классах, встречу 6-9 классов с представителями прокуратуры, инспекции по делам несовершеннолетних, инспектором ГБДД, тематические беседы «Правила поведения в школе» (1-4 кл), «Устав школы-интерната – основной закон школьной жизни» (5-9кл).

 

            Активно действуют и оказывают значительный вклад в развитие личности детские центры и  отряды. В 2011/12 учебном году продолжила работу детская школьная организация «Семицветик» (основана в 2004 году). «Семицветик» - это добровольное содружество детей и взрослых, в котором каждый может быть организатором, инициатором, активным участником деятельности, которая близка и понятна детям, социально значима и имеет наглядный результат.  Отряды детской организации «Семицветик» работают по направлениям, соответствующим интересам детей:  

 

·         «ЮИД», «Патриоты», «Экологи», «Тропинка здоровья»

    

    Организация детского самоуправления способствует формированию у воспитанников нравственных понятий и социального опыта. Воспитываясь в коллективе, учащиеся приобщаются к общественным, общечеловеческим ценностям.

  

Совет ученического самоуправления решает вопросы:

1.Организация и проведение конкурса «Лучший класс»

2. Участие  классов в проектной деятельности

3. Контроль самообслуживания в столовой

4. Проведение выборов актива классов и школы

5. Участие в организации и проведении общешкольных мероприятий.

  Дополнительное образование школьников - составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.  Цель дополнительного образования учащихся, воспитанников, а значит и внеурочной деятельности - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному   самоопределению учащихся, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.  В работе кружков, секций, клубов применяется технология дифференцированного обучения. Цель технологии - учет индивидуальных особенностей учащихся. 

 

Структура, организация и содержание деятельности органов ученического самоуправления

Совет ученического самоуправления:

  

 

5А «Олимпийцы»

5Б Пресс-центр

Спорт-центр 

 «ЗОЖ»

 «Экологи»

8А Правовой центр   профориентации

8Б «ДЮП»

9А,Б  Центр профориентации

 

Кружковая работа

 

 

 

Направление

Кол-во кружков

Кол-во учащихся

Спортивно-оздоровительное

8

ОФП -2

Футбол -2

Теннис -1

Другие - 3

 

94

27

9

19

Художественно-эстетическое

8

Муз. Школа -1

ИЗО «Палитра»-19

Хореография -17

Театральный -9

Вокальный – 16

Школа искусств – 21

Хор – 34

Мир пластилиновой игрушки - 23

 

1

19

17

9

16

21

34

23

Техническое и прикладное творчество

5

Ручной труд «Умелые ручки» 

Изонить 

Макраме 

Техническое моделирование и оригами 

Резьба по дереву 

 

58

62

3

45

23

ИКТ

3 

29

Научно-познавательное направление и общественно-полезная деятельность

3

Областная библиотека 

Экологический 

Центр «Галактика 

 

34

11

9

Проектная деятельность

1-9кл 

95%

Всего занято в кружках и секциях

 

95%

  

Анализ количественного состава учащихся, занятых во внеурочной деятельности, показал, что за последние 3 года наметилась тенденция к увеличению количества учащихся, занятых в спортивных секциях, кружках прикладного и художественного направления.

 

                                                          Работа учреждения в режиме инновации.

    

Педагоги  школы-интерната №1 теоретически изучили и внедряют в практическую деятельность следующие инновационные технологии:

·   Здоровьесберегающую  «Технологию раскрепощённого развития детей»  В. Ф. Базарного

·   Технологию «развития критического мышления» (ТРКМ)

·   «Теорию поэтапного формирования умственных действий» П.Я. Гальперина

·   «Систему обучения оптимальному чтению»  В. Н. Зайцева

·   «Принцип симультанного чтения»  Е. С. Гобовой

·   «Метод хохочущих фотографий» А. Чалого;

·   Элементы арттерапии, сказкотерапии

·    Технологию развития школьных коллективов через детское объединение «Семицветик» для 1-4 классов и «РЛИ» для 5-9 классов.

·           Технологию социального проектирования;

·           Технологию коллективного творческого дела;

·           Технологию В. А. Караковского;

·           Технологию игровой деятельности;

·           Технологию педагогической поддержки;

· Технологию педагогического сотрудничества;

· Технологию Г. К. Селевко;

· Технологию групповой деятельности Н. Е. Щурковой.

    

     В школе систематически ведётся работа над проблемой повышения технологичности методической работы и педагогической практики каждого педагога на основе применения ИКТ для повышения качества образовательного процесса.

     На  2010-2013 учебные года методической темой школы определена: повышение качества образования через освоение информационно – коммуникативных технологий в обучении, воспитании и развитии обучающихся.

 

    

С  2010/2011  учебного года в целях подготовки к реализации ФГОС второго поколения начато изучение и апробация современных технологий развивающего обучения, оптимальных для осуществления  компетентностно-деятельностного подхода, в частности, технологии развития критического мышления (ТРКМ).

По этой проблеме проведены и запланированы педагогические советы и Дни открытых дверей (методические недели):

·  «Инновационный поиск как условие повышения качества образования» в марте 2011 года.

· «Особенности реализации ФГОС 2-го поколения в условиях коррекционно-развивающего обучения» в марте 2012 года.

Дата последнего обновления страницы 12.10.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»