На логопедические занятия зачисляются учащиеся, имеющие различные нарушения в развитии устной и письменной речи
- общее недоразвитие речи;
- несформированность языковых средств по типу ОНР III уровня, обусловленные ЗПР;
- нарушения чтения и письма по типу ОНР III уровня, обусловленные ЗПР
- нарушения чтения и письма по типу НВОНР, обусловленные ЗПР
дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (дизартрия, ринолалия).
На каждого ученика, зачисленного на логопедические занятия заводится «Речевая карта».
Программа логопедического курса направлена на предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи у учащихся с учетом психофизиологических особенностей усвоения навыка письма и чтения детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Направления работы логопеда |
Задачи |
Содержание и формы работы |
Ожидаемые результаты |
Диагностическое |
Выявление детей с нарушениями общего и речевого развития, определение структуры и степени выраженности дефекта, отслеживание динамики общего и речевого развития. |
1.Диагностика общего и речевого развития обучающихся. 2.Исследование результатов обученности. 3.Изучение состояния навыков письменной речи. |
Характеристика образовательной ситуации. Составление рекомендаций для родителей и учителей. |
Коррекционное |
Коррекция общего и речевого развития детей-, имеющих нарушения речи, направленная на формирование УУД, необходимых для их самостоятельной учебной деятельности. |
Проведение индивидуальных и групповых логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи,фонетико- фонематических нарушений, нарушений чтения и письма. |
Сформированность языковых средств и умений пользоваться ими. |
Профилактическое |
Обеспечение комплексного подхода к коррекции недостатков общего и речевого развития обучающихся. |
Направление детей по результатам диагностики на обследование и лечение детскому неврологу, психиатру, офтальмологу и другим медицинским специалистам. |
Контроль выполнения назначений медиков, беседы с родителями о позитивных результатах комплексного подхода к коррекции речевого недоразвития. |
Виды организации коррекционных логопедических занятий:
С детьми проводятся групповые и индивидуальные занятия.
На групповых занятиях по развитию лексико-грамматических категорий ведется работа по расширению и активизации словарного запаса детей наименованиями предметов, их частей, качеств, действий, на правильность соотнесенности слова с образом предмета. Вводятся и уточняются обобщающие понятия. Формируются и развиваются словообразовательная функция речи и словоизменение.
На групповых занятиях по развитию связной речи дети учатся составлять различные модели предложений, пересказывать и составлять рассказы по демонстрации действий, серии сюжетных картин, сюжетной картине, личному опыту, описательные и творческие рассказы.
На занятиях по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте дети учатся правильно произносить изучаемый звук, дифференцировать его на слух и в произношении, выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слогов и слов.
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
1. Дыхательная гимнастика (формирование длительной, сильной, плавной воздушной струи для правильного произношения звуков);
2. Артикуляционная гимнастика (различные упражнения на развитие мышц артикуляционного аппарата);
3. Пальчиковая гимнастика (упражнения и игры на развитие моторики пальцев рук);
4. Постановка звуков разными способами;
5. Автоматизация звуков в речи;
6. Дифференциация звуков в речи;
7. Обогащение словарного запаса;
8. Закрепление знаний, полученных детьми на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях.
На всех вышеперечисленных занятиях проводится совершенствование моторных навыков, координации, ориентировки в пространстве и конструктивного праксиса. Эта работа увязывается с развитием речевых навыков и формированием соответствующих понятий. В основу ее положено формирование углубленных представлений, реальных знаний детей об окружающем мире. На этой предметной базе строится развитие их речи.